Битва за Галактику


Приветствуем всех настоящих любителей фантастики!

Полезные материалы по игровым темам

Модераторы: Dregn, Эйрис ап Эйлунд

Re: Полезные материалы по игровым темам

Сообщение Эйрис ап Эйлунд » Сб ноя 28, 2015 8:48 pm

Пусть галактика горит огнём!
Изображение
Аватара пользователя
Эйрис ап Эйлунд
Инквизитор, занят ловлей еретиков
 
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: Ср дек 28, 2011 5:23 pm
Откуда: Москва
Cпасибо сказано: 132
Спасибо получено: 168 раз в 130 сообщениях

За это сообщение пользователю Эйрис ап Эйлунд "Спасибо" сказали
Sven, Джулия Кори

Re: Полезные материалы по игровым темам

Сообщение Eglenn » Вс ноя 29, 2015 11:32 pm

Юрий Кузовков, "Мировая история коррупции"
Вообще тексты этого автора мне показались, гм... в общем, стоящими дополнительной проверки... поскольку в той теме, где я уже успела порыться - хотя бы по Антуанетте - я сходу натолкнулась на весьма тенденциозную подборку фактов. Но в этих цитатах все как раз согласуется с тем, что я встречала в куче разнообразных независимых друг от друга источников, и, что важно, почти повторяет очень подробные, понятные, на нашей родной почве описания ситуации в России 19 века.

Систему продажи государственных должностей, введенную во Франции в 1604 г. и сохранявшуюся там вплоть до революции 1789 г., можно считать самым явным видом коррупции, когда-либо существовавшим в истории. Если не принимать во внимание эпоху феодализма, то за всю историю Европы открытая система продажи должностей существовала, помимо Франции при «старом режиме», лишь в Византии начиная с правления Юстиниана I, и также была там источником страшной коррупции. Эта система неизбежно вела к усилению олигархии и к быстрому формированию самой худшей ее разновидности – бюрократической олигархии, которая была еще бóльшим врагом сильной и эффективной государственной власти, чем олигархия герцогов и баронов.
Как пишет Р.Мандру, введение продажи должностей во Франции в начале XVII в. привело к бесконтрольности чиновников и чиновничьему произволу: чиновники полагали, что приобретая должность, да еще пожизненную и с правом наследования, они получают полную независимость в своих действиях от центральной власти и могут делать все, что им заблагорассудится ([242] p.222). Другими словами, чиновники фактически приватизировали занимаемый ими государственный пост и государственные полномочия и начинали их использовать в основном в своих собственных интересах. Это приводило к совершенно немыслимому произволу со стороны любого самого маленького чиновника. Французский историк приводит пример, когда простой конный гвардеец (!) в портовой таможне конфисковал товары, прибывшие из Канады, на ввоз которых имелось официальное разрешение короля, и не отдавал их в течение нескольких месяцев. Его смогли заставить их отдать, лишь получив специальный письменный приказ короля, обязывающий гвардейца выдать товары их конечному получателю ([242] p.223).

Этот пример хорошо отражает суть «старого режима». Все, чего смогли добиться французские короли – это политического объединения и централизации страны, ни о каком экономическом объединении и централизации не было и речи. Каждый чиновник или группа чиновников, и каждая группа крупных земельных собственников в провинциях, в еще большей мере, чем ранее, ощущала себя полностью независимой от государства и могла творить любой произвол по своему усмотрению в отношении местного населения и предпринимателей. Отсутствовали и другие условия для экономического объединения страны – не было нормальных дорог, существовали многочисленные внутренние таможни и сборы, также представлявшие собой по сути «частную лавочку» коррумпированных чиновников и препятствовавшие перемещению товаров даже между соседними областями и городами.

Кроме того, как указывает П.Губер, за всю историю «старого режима», вплоть до второй половины XVIII в., во Франции никогда не было нормальных денег и нормального денежного обращения, какое существовало в большинстве соседних стран ([207] 2, p.197). Короли постоянно занимались «порчей» монеты, поскольку только так они могли увеличить поступления налогов в казну, вводили сильно завышенный курс монет, невыгодный для населения, а различные герцоги и дельцы не переставали чеканить фальшивую монету, которой была наводнена вся Франция1. В итоге, пишет французский историк, лишь примерно два человека из ста в стране в то время разбирались в деньгах и простейших денежных операциях. Все остальные просто боялись с ними связываться и предпочитали рассчитываться в натуре – «баш на баш». А для облегчения этих расчетов в натуре прибегали к квази-деньгам, которые были просты и понятны каждому человеку – в основном к долговым распискам и записям в долговых книгах, которые в то время велись в каждой лавке и в каждой конторе ([207] 1, pp.64-65). В натуре происходили и расчеты по основным видам налогов и платежей сельских жителей, составлявших подавляющую часть всего населения Франции. Как правило, крестьянин просто отдавал часть своего урожая помещику, у которого он арендовал землю, другую часть урожая (поменьше) отдавал церкви, затем таким же образом, то есть натуральным продуктом, расплачивался по тем или иным своим долгам и т.д.

По этой причине (отсутствие нормального денежного обращения) купцы и предприниматели испытывали во Франции огромные трудности в ведении бизнеса. Например, купцам, торговавшим тканями, приходилось месяцами и годами путешествовать по Франции верхом в сопровождении сильной вооруженной охраны, лишь для того чтобы собрать или каким-то образом выбить из должников старые долги – ни у кого не было денег. Согласно описаниям современников, испанские производители шерсти в начале XVIII в. отказывались поставлять шерсть во Францию, поскольку им приходилось 2 года ждать ее оплаты французскими покупателями, в то время как при поставке в Англию и Голландию они получали оплату почти немедленно ([207] 1, pp.67, 72). А французские купцы и министры постоянно жаловались на отсутствие монет, в особенности полноценных монет. При этом, отмечает П.Губер, Франция в XVII-XVIII вв. была единственной страной на Западе Европы, у которой не было даже государственного банка ([207] 1, pp.66, 68). В целом, делает вывод историк, Франция в области денежного обращения в течение длительного времени находилась далеко позади своих соседей: Италии, Англии, Нидерландов, - что, по его словам, «трудно объяснить» ([207] 1, p.66).
Аватара пользователя
Eglenn
Активный участник
 
Сообщения: 3443
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2012 1:59 am
Откуда: Москва
Cпасибо сказано: 70
Спасибо получено: 260 раз в 236 сообщениях

За это сообщение пользователю Eglenn "Спасибо" сказали
Джулия Кори

Re: Полезные материалы по игровым темам

Сообщение Eglenn » Вс ноя 29, 2015 11:50 pm

Итак, мы видим, что экономика Франции при «старом режиме» не являлась рыночной экономикой в том виде, в каком мы привыкли ее видеть. И в античности, и в позднем средневековье, к примеру, в Италии, и в более позднее время в большинстве стран Европы ей были присущи одни и те же хорошо узнаваемые черты, которых мы не видим при «старом режиме». Самое главное, мы не видим здесь нормального денежного обращения и сколько-либо развитой торговли, которой, во-первых, просто в принципе не могло быть при отсутствии нормальных денег, а во-вторых, ее отсутствие подтверждают приведенные выше примеры. Но даже тот примитивный бартерный обмен, который был в наличии, был в основном замкнут внутри небольшой области, так как любая попытка вывоза товаров за ее пределы была неизбежно связана с уплатой пошлин и непредсказуемым чиновничьим произволом. (вот оно, начинается, особенно похожее)
Это приводило и к необычайной статичности населения. Как показали исследования историков, практически никто из французских крестьян XVII – первой половины XVIII вв. (составлявших более 85% населения) никогда в своей жизни не выезжал за пределы своей деревни на расстояние более 15-20 км ([207] 1, p.46): куда можно было отправиться без денег? Даже поездки в близлежащий провинциальный город с зерном или другими продуктами сельского хозяйства были опасны и непредсказуемы, поскольку там крестьяне сталкивались с целой оравой чиновников, готовых их обмануть или, как пишет П.Губер, просто ограбить в любую минуту ([207] 2, pp.11-13). (угу, см. рассказ "В благодатный год" Семенова , сам писатель крестьянином и был, вот там это на нашей почве подробнейшим образом описано)

Еще одной чертой Франции при «старом режиме» была неразвитость внешней торговли. Так, более 50% лионского импорта в 1569 г. приходилось лишь на два предмета роскоши – шелк и пряности, что говорит о незначительных объемах внешней торговли страны в XVI веке ([19] 10, с.167). А в начале XVII в. была фактически введена государственная монополия на внешнюю торговлю, приведшая к ее дальнейшему свертыванию и просуществовавшая в течение всего XVII в. и большей части XVIII в. ([242] p.93)
Все эти черты позволяют отнести экономику «старого режима» к особому типу, который К.Маркс характеризовал как «восточный способ производства», а другие авторы называли «экономикой восточного типа», характерной для многих стран Востока и отличной от рыночной экономики Запада. Вместе с тем, речь идет не только об экономике, а в целом о режиме, включая как экономическую систему, так и социально- политическое устройство общества. Поэтому для характеристики таких обществ западными историками был придуман другой термин – «пребендиальный режим» (prebendial), отличный от феодального режима ([309] pp.57-58). Однако я против того, чтобы вводить в русский язык еще один западный термин, к тому же недостаточно широко пока признанный на самом Западе. Поэтому я буду называть этот тип общества «режимом восточной деспотии» - с учетом того, что власть «деспота» или монарха, а также деспотизм со стороны олигархии являлись его неотъемлемыми чертами, и с учетом того, что этот режим получил наибольшее распространение именно в странах Востока.
Примерами режима восточной деспотии могут служить Персидская империя в правление династии Ахеменидов, до ее завоевания Александром Македонским (VI-IV вв. до н.э.), древний Египет и Индия в разные периоды своей долгой истории, а также Китайская империя в эпоху Минской и Цинской династий (XIV-XIX вв. н.э.). Каковы же были характерные черты этих обществ? Во-первых, это не были феодальные режимы – подавляющее большинство населения формально были свободными людьми. Конечно, во всех этих обществах были рабы или крепостные, включая Францию XVIII в., но их число было совсем невелико1.
Во-вторых, все они характеризовались преобладанием сельского хозяйства, в котором было занято порядка 85-90% населения, и натурального хозяйства, а также расчетов в натуре. Известно, например, что в Персии VI-IV вв. до н.э. во дворах сатрапов (наместников царя) и крупных землевладельцев скапливались в огромном количестве продовольствие, пряности, солонина, ковры, шатры, скот, одежда, глиняные горшки и т.д., которые местные жители приносили им в счет уплаты налогов и земельной ренты, и которые, по словам немецкого историка Э.Майера, «были свалены во дворе такими кучами, что издали их можно было принять за холмы и цепи гор» ([250] S.97). Ничем от этого не отличалась ситуация и в Китае спустя два тысячелетия. Как пишут российские историки, «два раза в год крестьяне выплачивали налог (ляншуй) натурой – рисом, просом, пшеницей и готовыми тканями. Налоги взимались летом и осенью. В конце XV – начале XVI века в летний налог входило до 20 различных наименований продуктов земледелия и домашнего ремесла…» ([44] с.408-409). Во Франции XVII-XVIII вв. мы видим то же самое – крестьяне сдавали помещикам в натуральном виде почти все продукты своего труда, вплоть до кур и домашнего вина ([207] 1, p.94).
В-третьих, во всех этих обществах большинство земель принадлежало крупным землевладельцам, а значительная часть крестьян не имела земли, или имела ее слишком мало для самостоятельного ведения хозяйства, и арендовала землю у крупных землевладельцев. Многие из этих представителей крупной знати, как на Востоке, так и во Франции, по размерам своей власти над простыми людьми мало чем отличались от удельных князей в эпоху феодализма, а основная масса населения по своему фактическому положению и отношению со стороны правящей верхушки мало чем отличалась от крепостных (см. ниже). Соответственно, во всех восточных деспотиях, включая Францию, активно применялся принудительный бесплатный труд – в виде помещичьей барщины и государственных отработок. (ну точняк Россия после 1861 года)

Причем, если размеры барщины регламентировались сложившимися правилами и традициями, то государственные работы ничем не регламентировались, и здесь царил полный волюнтаризм и произвол. Это было в соответствующие эпохи и во время сооружения ирригационных систем и царских дворцов в Китае и Персии, и, например, во время грандиозного строительства дорог во Франции в течение XVIII века, которое, согласно П.Губеру, вызвало страшное недовольство крестьян ([207] 1, p.233).





Каждый француз при «старом режиме» жил в долг – у него были десятки и сотни различных мелких и крупных долгов (в том числе за приобретенные в лавке товары, выпитое в таверне вино и т.д.), о которых ему постоянно напоминали, и которые он по возможности пытался погашать встречными услугами, поскольку деньги, тем более нормальные, не фальшивые и не испорченные, достать было очень трудно. Стоило, скажем, крестьянину собрать урожай, или чиновнику получить жалованье, как к нему тут же, узнав об этом, стекались десятки его кредиторов, пытаясь получить старые долги. Как пишет П.Губер, каждый француз в ту эпоху мечтал о том, чтобы вообще ни за что не платить, и эта французская психология была совершенно непонятна соседним нациям ([207] 2, p.150), которые жили в условиях нормальных товарно-денежных отношений. Какое количество напрасно растраченных обществом сил и времени, в то время как в соседних Англии и Германии эти силы тратились на подъем сельского хозяйства и на осуществление научно-технического переворота в промышленности! Но для того, чтобы внедрять прогрессивные новшества и изобретения, требовались не только силы и время, но и стимулы, которые могли существовать лишь при наличии нормальных товарно-денежных отношений. А какие во Франции могли быть стимулы к внедрению новшеств и изобретений, если их результаты нельзя было ощутить в полновесной монете, звенящей в твоем кармане?
Аватара пользователя
Eglenn
Активный участник
 
Сообщения: 3443
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2012 1:59 am
Откуда: Москва
Cпасибо сказано: 70
Спасибо получено: 260 раз в 236 сообщениях

За это сообщение пользователю Eglenn "Спасибо" сказали
Джулия Кори

Пред.

Вернуться в Флудилка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron